Утилизация рельсов при помощи рельсоломов
В процессе утилизации отслуживших свое рельсов и другого длинномерного железнодорожного лома применяют специальные установки для ломки металла холодным способом. Ими же производится предварительная разделка стальных штанг и иного массивного металлического длинномера.
Особенности процесса ломки рельсов заключаются в следующем:
- исходные заготовки обычно состоят из высокопрочной рельсовой стали, в составе которой содержится не меньше 0,65% углерода, а также с увеличено содержание таких элементов, как марганец и кремний. Чаще всего приходится иметь дело со сталью марок 65ГС, 70С2 и др., производимых по ГОСТ 2283 и ГОСТ 1050. Эти марки стали отличает повышенная твердость и упругость;
- сложная форма поперечного сечения исходных заготовок, а также большая масса и длина – это усложняет доставку такого сырья к рельсоломам;
- отсутствие при рельсовой рубке особых требований, касающихся качества поверхности излома.
Холодная ломка рельсов выполняется в несколько этапов:
- Перерабатываемый рельс кладут на опоры рельсолома.
- Создают на нем концентраторы напряжений – выполняют надрезы на поверхности, чтобы рельсолом мог легче преодолеть сопротивление металла.
- Рабочий пуансон при помощи гидравлического привода помещают на одинаковом расстоянии между двух заранее сделанных надрезов.
- После включения силового гидроцилиндра происходит вдавливание рабочего инструмента рельсолома в тело заготовки.
- После того, как процесс ломки будет завершен, ползун с пуансоном приводят в исходную позицию.
Специализированные установки для ломки длинномерного металлолома производятся на базе как мобильных, так и стационарных прессов компанией из Чехии Mistra и китайской Huachong.
Чешские рельсоломы отличает повышенная комфортность эксплуатации. Они оснащены двумя автономными приводами, одним управляется фрикционная пила агрегата, а другой обеспечивает скалывающее давление на перерабатываемый рельс.
Установки для холодной ломки рельсов могут быть и мобильными. Подобные навесные системы, монтируемые на мощную спецтехнику на гусеничном ходу, производит французская компания Ardenn Equipment.
Критерии, которыми следует руководствоваться при выборе рельсолома:
- Значения габаритных размеров сечения рельса в плане.
- Планируемая производительность оборудования для осуществления процесса холодной ломки.
- Выделенный бюджет для приобретения агрегата.
- Тип привода рельсолома и его суммарная энергоёмкость.
В условиях стационарной работы на пункте приема лома и при ее высокой интенсивности стоит нацелиться на приобретение чешских установок Mistra1000 или Mistra800. Если оборудование будет использоваться нечасто и для ломки небольшого объема рельсов, то можно обойтись приобретением мобильного рельсолома от Ardenn Equipment. Если бюджет, выделенный на покупку рельсолома, невелик, то придется довольствоваться оборудованием от Huachong, главное достоинство которого – низкая цена.